Современное
образование – это формирование ценностных установок на здоровый образ жизни у
детей и подростков, профилактика негативных явлений в молодежной среде,
использование здоровьесберегающих и
здоровьеформирующих технологий в учебном процессе.
В системе
образования на современном этапе происходят сложные и неоднозначные процессы
обновления. Наряду с бесспорными достижениями, связанными, в первую очередь, с
возможностью свободы выбора методов и технологий обучения, появлением
инновационных методик особое внимание уделяется и вопросу здоровья школьников.
Здоровье школьников в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «Об
образовании» относится к приоритетным направлениям политики в сфере
образования.
Здоровье – это главная ценность любого человека. Хорошее
крепкое здоровье позволяет добиваться многих серьезных целей, в то время как
слабое здоровье вынуждает его обладателя тратить значительную часть своей жизни
на лечебные и восстановительные процедуры.
Здоровьеформирующие
образовательные технологии - это все
те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены
на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих
его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как
ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую
основу здоровьесберегающей педагогики – одну из самых перспективных
образовательных систем ХХІ века, и как совокупность приёмов, форм и
методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и
как качественную характеристику любой педагогической технологии по
критерию её воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
Нормативная
база Донецкой Народной Республики по данному вопросу:
Закон «Об образовании», Закон «О физической
культуре и спорте», Закон «Об обеспечении
санитарного и эпидемического благополучия населения», Концепция
формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики см. здесь
Целью
использования здоровьесберегающих технологий в МУНИЦИПАЛЬНОМ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ШКОЛА № 39 ГОРОДА ДОНЕЦКА» является: сохранение
и укрепление здоровья обучающихся и педагогов, формирование у школьников
навыков организации здорового образа жизни посредством развития
здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении.
Одним
из факторов, позволяющих приблизить школьную среду к естественной среде
обитания ребенка, является оптимизация двигательного режима ученика. Гимнастика
на уроке позволяет снимать состояние усталости на уроке, ослабить
психологическую напряженность, вызванную интенсивностью занятия и просто дать
ребенку возможность подвигаться.
Проведение
динамических перемен позволяет детям
снять умственное напряжение, зарядиться позитивом.
Уроки
физического воспитания проходят по расписанию. Часть уроков проводятся в
зале. Большая часть уроков при благоприятных погодных условиях проводятся
на стадионе школы.
Важным
моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной
занятости детей, организации досуга, дополнительного образования и в первую
очередь - организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых
мероприятий. Ученики посещают школьные спортивные секции и кружки, участвуют в
спортивно-оздоровительных мероприятиях школы, в организации экскурсий, походов
и прогулок.
Обучающиеся
нашей школы, на протяжении нескольких лет занимаясь спортивным ориентированием
и радиопеленгацией, становились победителями различных уровней (от районного до
европейского) в этом направлении.
В
группе продленного дня во второй половине дня для детей проходят занятия,
включающие в себя подвижные игры на свежем воздухе, общеразвивающие упражнения,
спортивные эстафеты, соревнования.
В мае
и сентябре проходит общешкольный День Здоровья с привлечением всех детей,
преподавателей и родителей.
Традиционным
стало проведение соревнований «Мама, папа, я – спортивная семья».
В
образовательном учреждении сложилась система просветительской работы с
учениками, включающая в себя проведение уроков здоровья, тематических бесед,
конкурсов рисунков и агитационных плакатов.
Лекции,
беседы, тренировочные эвакуации на случай чрезвычайных ситуаций формируют у
детей желание заботиться о своем здоровье.
В
начале учебного года с самых первых дней учителем совместно с психологом
отслеживается адаптация учащихся первого класса к школьным занятиям и в целом к
школе, так как именно от этого зависит психическое здоровье детей. В
соответствии с мероприятиями программы с детьми, испытывающими психологические
трудности, проводятся занятия.
Аналогичная работа проводится
и с учащимися 5 класса.
Система работы в данном направлении, сложившаяся в нашем образовательном учреждении,
направлена на то, чтобы школьная жизнь стала для детей интересной и, главное, полезной.
Викторина для младших
школьников «Быть здоровым – здорово!» перейти
Классный час для обучающихся
начальной школы «Здоровому – здорово!» перейти
Педагогический марафон «Роль
педагога в сбережении здоровья школьников» перейти
Сценарий выступления
агитбригады перейти
Формирование здорового образа
жизни во время работы пришкольного лагеря (видео) перейти
Семинар-тренинг для педагогов
«Профилактика синдрома профессионального выгорания» перейти
и буклет «Профилактика СЭВ» перейти
Выступление на педагогическом
совете «Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики» перейти
Заседание круглого стола
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках
естественно-математического цикла (презентация) перейти и приложение «Работа в группах» перейти
Открытое воспитательное
мероприятие для обучающихся 6 класса «Здоровье – богатство во все времена» перейти
Публикация «Применение
здоровьесберегающих технологий при обучении биологии» в
электронном научно-практическом журнале «Российское просвещение» перейти
Материал для учителей
русского языка и литературы (материал на блоге учителя русского языка и
литературы) перейти
Физминутка «Хорошее
настроение» перейти
Физминутка «Повтори» перейти
Результатом работы нашего учебного учреждения в данном направлении
является уменьшение количества детей, зачисленных по состоянию здоровья в
специальную медицинскую группу, и снижение количества пропусков учебных занятий
по причине болезни обучающихся.
Использованные
Интернет-источники:
Комментариев нет:
Отправить комментарий